КОРАБЕЛЬНЫЙ ЗРК СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ
М-2 "ВОЛХОВ-М" (SA-N-2 Guideline)
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
 
Первая корабельная зенитная ракетная система
 
  Источники  
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 

 

     
 

Первая корабельная зенитная ракетная система
(The First Ship-Borne Air Defense Missile System)

Владимир Коровин, Павел Качур

Появление первых боевых самолетов не сразу внесло коррективы в боевые действия на море. В течение первой мировой войны небо над морем редко таило в себе угрозу для боевых кораблей.

Однако уже в следующей мировой войне морякам пришлось столкнуться с качественно изменившейся ситуацией. Самолеты, участвовавшие в боевых действиях в 1940-е годы, могли эффективно бороться практически со всеми классами боевых кораблей.
Следующее десятилетие поставило флоты всех стран мира перед еще более жестким выбором - либо корабли будут в состоянии отражать атаки авиации и только еще начинавших появляться управляемых ракет, либо им предстоит сойти со сцены как самостоятельной боевой силе. Отсюда становится вполне понятным тот энтузиазм, с которым в пятидесятые годы наиболее мощными флотами мира, и, прежде всего, США и Великобритании изучалась возможность оснащения боевых кораблей самыми разнообразными зенитными средствами, в том числе и зенитными управляемыми ракетами (ЗУР).

Американский корабельный ЗРК "Тэлос"
Американский корабельный ЗРК "Тартар"
Крейсер "Джзержинский", вооруженный корабельным ЗРК "М-2"
Вид сбоку легкого крейсера проекта 70Э
Крейсер "Джзержинский", вооруженный корабельным ЗРК "М-2", на рейде в Севастополе
Зенитная ракета В-753 корабельного комплекса М-2
Поперечный разрез в районе 153 шпангоута, вид с носа, ракетного погреба и пусковой установки ЗРК М-2 на легком крейсере проекта 70Э
Размещение ЗРК М-2 на крейсере ПВО проекта 70 - продольный разрез.

В США работа над первой зенитной ракетой "Ларк"(LARK) была начата еще в 1945 году и ее основным предназначением была защита боевых кораблей от самолетов, пилотируемых летчиками-камикадзе. В результате продолжавшихся в течение нескольких лет работ, в 1950 году "Ларк" стала первой среди ракет данного класса, поразившей воздушную цель, и была принята на вооружение. Однако, оснащенная жидкостным ракетным двигателем, работавшем на анилине и азотной кислоте, "Ларк" практически не использовалась на боевых кораблях. Ее роль в течение нескольких лет была ограничена использованием в процессе тренировок ракетных расчетов.
Одновременно для оснащения кораблей в США создавались и ракеты, имевшие значительно более высокие технические и эксплуатационные характеристики - "Тартар" (Tartar), "Терьер" (Terrier) и "Тэлос" (Talos). Первые годы для их использования, в основном, приспосабливались ранее построенные корабли. Поскольку количество линкоров после войны было относительно небольшим, для вооружения зенитными ракетами наиболее подходящими были признаны крейсеры - тем более, что громоздкие зенитные ракетные комплексы первого поколения на корабли меньшего класса не вписывались. Таким образом, в течение 1950-х годов американцы перевооружили комплексами "Тэлос" или "Терьер" несколько тяжелых и легких крейсеров, демонтировав для этого кормовую артиллерию и зенитные пушки. Для испытаний корабельной зенитной ракеты "Терьер" был специально переоборудован линкор "Миссисипи". Кораблями-носителями зенитных ракет стали в 1956 году и тяжелые крейсеры "Бостон" и "Канберра". В те же годы с трех тяжелых крейсеров "Чикаго", "Олбани" и "Колумбус" была снята практически вся артиллерия и установлены по две батареи ЗРК "Тэлос" и "Тартар".
В свою очередь, в английском флоте для экспериментов с корабельными зенитными ракетами из плавучей базы десантных средств было подготовлено экспериментальное судно "Гердлнесс".
На этом эксперименты с ранее построенными кораблями были завершены, поскольку оказалось, что большая трудоемкость и стоимость выполняемых переделок не оправдывалась относительно невысокой эффективностью первых образцов нового оружия.
В СССР работы по вооружению корабельного состава зенитными ракетными комплексами шло своим путем. Уже в начале 1950-х годов военно-морской министр Н.Г.Кузнецов неоднократно представлял Председателю Совета Министров СССР И.В.Сталину доклады об отставании нашего флота от мирового технического уровня, достигнутого ведущими морским державами, и необходимости форсирования работ по реактивному вооружению, в том числе по зенитным ракетным комплексам. Однако добиться рассмотрения в правительстве поставленных вопросов тогда не удалось.
Лишь в середине 1950-х годов новым Главнокомандующим ВМФ СССР С.Г.Горшковым было принято решение о внедрении на корабли зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО). Работы по созданию первого отечественного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) выполнялись в соответствии с Постановлением руководства страны от 13 августа 1955 года "О защите кораблей ВМФ от авиации".
Постановлением предусматривалось первоначально разработать проект 70Э переоборудования одного из крейсеров проекта 68бис и в третьем квартале 1957 года переоборудовать выделенный ВМФ корабль для проведения на нем испытаний экспериментального образца комплекса ЗУРО типа С-75, приспособленного к корабельным условиям и получившего в ВМФ шифр М-2. Затем разработать проект головного корабля ПВО, обеспечить в четвертом квартале 1958 года его переоборудование и предъявить на совместные испытания в октябре 1959 года. Головным исполнителем работ по кораблям проектов 70Э и 70 было определено ЦКБ-16 (главный конструктор К.И.Трошков).
Проект предусматривал демонтаж третьей 152-мм башни МК-5бис, размещение вместо нее стабилизированной пусковой установки (ПУ) с переоборудованием снарядного и зарядного погребов этой башни под погреб ЗУР.
Комплекса М-2 предназначался для противовоздушной обороны корабля от атакующих бомбардировщиков и самолетов-снарядов. В качестве огневого средства поражения М-2 планировалось использовать зенитную ракету В-753 комплекса "Волхов", разработка которой была поручена Особому конструкторскому бюро № 2 (впоследствии МКБ "Факел", главный конструктор П.Д.Грушин).
Ракета представляла собой доработанную для применения в корабельных условиях двухступенчатую ракету В-750, которая разрабатывалась для зенитного ракетного комплекса ПВО С-75 и в середине 1955 года уже проходила испытания. Дальность действия первой корабельной ЗУР должна была составлять 29 км, высота от 3 до 22 км. Для вооружения кораблей на ракетах должны были быть изменены узлы подвески к направляющим пусковой установки, а также заменен ряд конструкционных материалов, с учетом их использования в морских условиях.
В соответствии с директивными сроками эскизный проект на М-2 предстояло выпустить в феврале 1957 года, а выпуск экспериментальных образцов ракет планировался на конец 1957 года.
Разработка первой корабельной пусковой установки ЗУР СМ-64 в конце 1956 года началась в ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк). Она представляла собой спаренную стабилизированную пусковую установку с устройствами подачи и заряжания. Боекомплект ракет, размещаемый на дорабатываемых кораблях, должен был составлять 44 ракеты.
Радиолокационную систему управления и наведения ЗУР "Корвет" разрабатывали НИИ-49 (главный конструктор С.Т.Зайцев) и МНИИ-1, РЛС "Разлив" - КБ завода № 192 Минсудпрома.
В развитие этого направления были начаты работы по созданию корабельного ЗРК М-2бис, в составе которого предполагалось применить модернизированные для использования на кораблях ракеты В-755. Однако уже на ранних стадиях проектных работ представляемые проекты неоднократно пересматривались, и в августе 1957 года все работы по различным вариантам М-2 было решено ограничить переделкой только одного корабля, получившего статус экспериментального.
Для предварительной проверки и отработки экспериментального образца комплекса ЗУРО М-2 в корабельных условиях флот выделил легкий крейсер (КРЛ) "Дзержинский". Этот корабль, заложенный в декабре 1948 года на заводе № 444 в Николаеве, в своем исходном виде с артиллерийским вооружением был введен в строй в 1952 году. Руководить его модернизацией, окончательный проект которой был утвержден в сентябре 1956 года, было поручено С.Т.Зайцеву.
Переоборудование корабля выполнялось заводом № 497 в Севастополе с июня 1957 года по сентябрь 1958 года. Для размещения комплекса ЗУРО с крейсера сняли третью башню МК-5бис. Из-за больших габаритов ракет (их длина составляла почти 10,8 м, а размах по стабилизаторам - 1,8 м) размеры перестраивавшихся артиллерийских погребов корабля оказались для них недостаточными, в результате чего на "Дзержинском" пришлось делать специальную надстройку (погреб) высотой 3,3 метра, прорезать нижнюю и верхнюю палубы, а также палубу полубака над ней. Крыша и стенки погреба выше нижней палубы бронировались противопульной броней толщиной 20 мм. Из размещенных в погребе десяти ЗУР восемь хранились на двух специальных вращающихся барабанах (по четыре ракеты на каждом), две ЗУР - вне барабанов и предназначались для их подпитки.
Проектом предусматривался также демонтаж кормового командно-дальномерного поста, восьми артиллерийских установок В-11 на кормовой надстройке, торпедного вооружения и части штатного радиолокационного вооружения (РЛС "Залп" и "Заря", а также радиодальномер "Штаг-Б", установленный на третьей башни главного калибра).
В окончательном виде КРЛ "Дзержинский" по проекту 70Э был представлен на испытания в конце 1958 года - в октябре проводились швартовные, в ноябре - заводские ходовые испытания корабля, а с декабря начались летно-конструкторские испытания экспериментального образца комплекса М-2. По программе этих испытаний с "Дзержинского" были проведены первые бросковые пуски В-753, показавшие работоспособность пусковой установки и устройств подачи ракет из погреба, а также безопасность для корабельных надстроек воздействия струи стартового ускорителя ракеты, а также проверено действие системы управления и наведения "Севан" при стрельбе по мишеням, буксируемым самолетами. В течение 1959 года было осуществлено около 20 пусков ракет, в том числе и по воздушным целям. Первой реальной целью для М-2 стал бомбардировщик Ил-28, летевший на высоте 10 км и который был сбит первой же ракетой.
Однако в процессе создания М-2 удалось реализовать не все планировавшиеся конструкторами решения. Так, несмотря на предпринятые попытки создать автоматическую систему заправки маршевой ступени ракет топливом, в окончательном варианте было решено остановиться на их ручной заправке в ракетном погребе перед подачей на пусковую установку.
Результаты, полученные в ходе испытаний М-2 в 1959-60 годах были, в основном, близки заданным требованиям. Но не был оставлен без внимания и ряд недостатков нового оружия и, в первую очередь то, что М-2 оказался излишне тяжелым и большим по размерам, даже для такого корабля как "Дзержинский". Еще одним фактором, ограничивавшим возможности комплекса стал невысокий темп стрельбы из-за значительного времени требовавшегося на перезарядку пусковых установок, а также незначительный боезапас ракет. Кроме того, применяемое на ЗУР двухкомпонентное, высокотоксичное топливо создавало повышенную пожаро- и взрывоопасность.
Однако, учитывая экспериментальный характер создания первого корабельного ЗРК, эти недостатки не относились к разряду критических, а оснащенный этим комплексом корабль вполне мог использоваться в качестве плавучей "парты", где приобретали свой первый опыт расчеты будущих корабельных ЗРК.
3 августа 1961 года, после завершения программы испытаний М-2, "Дзержинский" был переведен в разряд учебных кораблей. В этой роли им было выполнено несколько десятков дальних походов - в Констанцу (Румыния), Варну (Болгария), Стамбул (Турция), Латакию (Сирия), Порт-Саид (Египет), Пирей (Греция), Гавр (Франция) и Тунис. Летом 1967 и осенью 1973 года, находясь в Средиземном море в зоне военных действий, "Дзержинский" выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
Боевой путь первого советского корабля, оснащенного зенитным ракетным оружием закончился осенью 1988 года. К тому времени корабли советского военно-морского флота были оснащены ЗРК большой, средней и малой дальности, позволявшими отражать атаки любых средств воздушного нападения - самолетов, крылатых ракет, различных видов высокоточного оружия. Но, безусловно, в их создании сыграл значительную роль первый и крайне необходимый опыт, который был приобретен в процессе разработки, испытаний и эксплуатации экспериментального комплекса М-2.

Источники информации

В. Коровин, П. Качур "Первая корабельная зенитная зенитная ракетная система" ARMS №6, 2002

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 22.05.2009